Психолого-социально-педагогическая служба
Руководитель Дьяченко Елена Владимировна – заместитель директора по социально-психологической работе, педагог-психолог первой квалификационной категории уровня среднего общего образования
Курирует следующие направления:
- психологическое сопровождение обучения и воспитания старшеклассников, их жизненные планы и профопределение;
- деятельность ПМПк гимназии.
Смирнова Евгения Федоровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории структурного подразделения «Школа интеллектуального развития детей» и уровня начального общего образования
Курирует следующие направления:
- психологическое сопровождение обучения, воспитания, развития обучающихся структурного подразделения «Школа интеллектуального развития детей»;
- возглавляет реализацию образовательной программы «Мальки бизнеса».
Фролова Людмила Александровна, учитель-логопед, Заслуженный учитель Кубани, Отличник народного образования
Жосан Евгения Васильевна, педагог-психолог первой квалификационной категории уровня основного общего образования , социальный педагог.
- психологическое и социальное сопровождение обучающихся на уровне основного общего образования.
Цель работы службы:
- психологическое сопровождение образовательной деятельности в школе
Задачи работы ПСП-службы с обучающимися:
- содействие полноценному личностному развитию обучающихся с учетом возрастных, интеллектуальных и социальных особенностей, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
- развитие индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов, способностей, эмоциональной сферы, взаимоотношений, жизненных планов;
- оказание своевременной психологической, социальной помощи детям их семьям;
- профилактика поведенческих нарушений и личностного развития;
- помощь в определении профессиональных интересов и склонностей с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков с последующим самоопределением;
- помощь в определении профиля обучения;
- создание условий для успешной социализации обучающихся в школьном коллективе и после окончания школы;
- организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Задачи работы ПСП-службы с педагогами и классными руководителями
- согласование действий педагогов и психолога по адаптации обучающихся всех классов;
- сотрудничество в решении образовательных проблем;
- развитие стрессоустойчивости в образовательной деятельности и профилактика эмоционального выгорания педагогов;
- развитие педагогических, коммуникативных и др. способностей;
- оказание индивидуальной помощи в случаях затруднений в образовательной деятельности;
- психопрофилактическая работа с педагогами;
- информирование о современном мире профессий (проведение тематических классных часов, распространение тематического материала по вопросам психологии и др.).
Задачи работы ПСП-службы с родителями
- согласование действий родителей, социального педагога и медиков по адаптации обучающихся к условиям учебно-воспитательного процесса в гимназии и развития познавательных процессов;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- координация процесса формирования ценностных ориентаций и профессиональных предпочтений подростков;
- расширение знаний о мире профессий;
- предупреждение дезадаптивного и асоциального поведения детей и подростков;
- организация встреч с администрацией гимназии (по проблемам профильного обучения, особенностям подросткового возраста, выявление общественного мнения учащихся и родителей и др.)
Формы работы ПСП-службы с обучающимися
- диагностика (изучение адаптации к начальной, средней и старшей школе, личностных особенностей, профессиональных предпочтений и интересов, мониторинг заболеваемости, изучение социального статуса учащихся, условий жизни);
- тренинговая, коррекционная работа, групповые и индивидуальные занятия (по результатам психодиагностических исследований, запросу родителей, педагогов и самих учащихся);
- консультирование (по результатам диагностики, индивидуальным запросам, по вопросу профессиональной ориентации и выбору профиля обучения);
- просветительская и профилактическая работа (по вопросам гигиены и здорового образа жизни, профессионального самоопределения, участие в проведении классных часов по запросу педагогов).
Формы работы ПСП-службы с педагогами и классными руководителями
- консультирование (по результатам диагностики обущающихся и педагогов, по вопросам здоровья, индивидуальное);
- просветительская и профилактическая работа (ознакомление с возрастными особенностями подростков, формами психологического воздействия на обучающихся, профессиональными интересами обучающихся);
- диагностика;
- тренинги (профилактика эмоционального выгорания, снятие эмоционального напряжения, формирование стрессоустойчивости и др.).
Формы работы ПСП-службы с родителями
- индивидуальное консультирование (по результатам диагностики, по проблемам возрастных и психологических особенностей подростков, по вопросу профессиональной ориентации и выбору профиля обучения);
- просветительская и профилактическая работа (лектории для родителей «Родительский час» по вопросам развития детей, адаптации и социализации, здоровьесбережению, профессиональной ориентации и выбору профиля обучения);
- диагностика (опрос общественного мнения, диагностика семьи и др.);
- тренинги и специальные занятия (коммуникативные тренинги, ролевые и деловые игры);
- круглые столы, семинары-практикумы
Работа ПСП-службы в гимназии строится на системе принципов:
- Принцип ценности личности школьника предполагает рассматривать личность школьнике как главную ценность, ее индивидуальные достижения в развитии, психологическом развитии и в учебно-воспитательном процессе.
- Принцип «здесь и сейчас» предписывает рассматривать учащегося, включенного в конкретную педагогическую ситуацию, на уроке, вне урока и в процессе жизнедеятельности.
- Принцип ответственной взаимозависимости рассматривает влияние личности взрослого (педагога, родителей, психолога и др.) на личность школьника, на процесс обучения и отражает взаимозависимость обучающегося и окружающих его взрослых в учебно-воспитательном процессе.
- Принцип коммуникативной культуры принцип сводится к целенаправленной работе по формированию и повышению коммуникативной культуры обучающихся, педагогов, родителей.
- Принцип «не навредить» подразумевает создание необходимых условий позволяющих сохранить психологическое и физическое здоровье школьников в процессе обучения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
- Принцип включенности в деятельность (учебную, творческую, спортивную).
- Принцип конфиденциальности предполагает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит случайному разглашению.
Информационно-образовательный ресурс ПСП- службы гимназии
Психологами гимназии освоен и внедрен в работу комплекс компьютерных программ «Эффектон», рекомендованных для ОО.
Комплекс компьютерных психодиагностических методик «Эффектон Студио» содержит более 100 методик, как хорошо известных в кругах психологов, так и авторских, не имеющих аналогов в стране. Программы установлены на 6-ть рабочих мест для психологов обучения. Все они имеют свидетельства, сертифицированы и рекомендованы для использования в образовании.
Психологические тесты. Упражнения
Интеллект. Тесты интеллекта. IQ тесты: Диагностика уровня интеллекта и развитие интеллекта, коэффициент интеллекта
Программа «Интеллект» — это тесты структуры и уровня интеллекта, общего коэффициента интеллекта (IQ) и его факторов — вербального, логического, социального интеллекта и др. Развитие интеллекта школьников и взрослых на основе исследования интеллекта.
Память. Тесты. Развитие: Психологическое тестирование памяти, тренировка, улучшение и развитие памяти
Тесты памяти (18 методик) для углубленной диагностики основных свойств и видов памяти человека. Развитие памяти, тренировка и оптимизация памяти при помощи тестов и 30 мнемонических приемов для роста в профессиональной деятельности, учебе и личной жизни.
Внимание. Тесты. Развитие: Психологические тесты внимания и развитие внимания
Игровые упражнения и тесты внимания для задач психологии внимания. Развитие внимания, изучение свойств и видов внимания — объем, концентрация внимания и др. Диагностика нарушений внимания школьников, дефицита внимания. Связь: мышление, внимание и память.
Ягуар. Восприятие. Реакции: Исследование точностных, скоростных качеств и работоспособности человека
Психологическое тестирование точностных, скоростных качеств и работоспособности человека. Эффективный интеллектуальный тренажер. Психодиагностика познавательных способностей в форме игр-симуляторов: Восприятие, сенсорные реакции, работоспособность, мотори
Зоопарк. Внимание ребенка: Психологические тесты и развитие внимания у детей
Углубленная диагностика основных свойств внимания в детском возрасте, в норме и при нарушениях внимания. Тренажер для тренировки интенсивности, устойчивости, помехоустойчивости, переключаемости внимания. Содержит 4 игровых теста, диагностика СДВГ.
Личность. Характер. Тесты: Психологические тесты эмоционально-личностной сферы
Пакет тестов личности для изучения личности человека в образовании, управлении персоналом, консультировании. Психодиагностика структуры личности, факторов личности, личностных особенностей, типа личности и т.д. для прикладных задач психологии личности.
Межличностные отношения. Тесты: Диагностика межличностных отношений